вторник, 24 мая 2011 г.

Пишите отзывы, Шура, пишите - они золотые.


Несколько раз натыкался на заметки коучеров/тренеров - какие отзывы хочется им видеть.

Чтобы не быть голословным:
http://barancev.blogspot.com/2010/11/blog-post.html
http://golubyeva.blogspot.com/2010/12/blog-post_02.html
http://nrukol.blogspot.com/2010/12/blog-post.html

И часто мне кажется это игрой в одни ворота. Потому, что ни один из них не предлагал писать так, чтобы отзывы были стали полезными самим студентам - уже закончившим тренинг.

Про тренеров понятно. Обратная связь позволяет им исправлять свои "ашиПки", а раздел "Отзывы"  на личном сайте добавляет +N рублебаксов в карму и друзей в фейсбуке.

"Потенциальные ученики" оценивают потенциал тренера и видят, если не план занятия, то позитивный настрой прослушавших курс и определяют степень своей заинтересованности.

Но что имеем мы - уже посетившие тренинг?

Как быстро мы начинаем внедрять, использовать, а затем улучшать использование практик, продуктов, про которые нам рассказывали?

Как часто мы возвращаемся к материалам (долгим видеозаписям, например) после тренингов?

Знания в голову это полезно всегда. А как мы отслеживаем или подтверждаем пользу от тренинга на практике?
Причем подобное отношение к курсам присутствует и в компаниях, которые студентов засылают. Курсы оцениваются по 5 или 10 бальной шкале. Изредка присутствует шкала каким специалистам необходимы данные курсы. Совсем редко - краткие отзывы: что хорошо и что плохо. Т.е. то же самое, что хотят тренеры - хотят и менеджеры. Они хотят узнать - что нового услышали их сотрудники. Но услышать не равно узнать и тем более не равно успешно применить.

Преобладает желание, чтобы тренинг был полезен, но никто не проверяет где, когда  и как этот курс стал полезным. Нет, нет - я не сторонник формального подхода, когда от сотрудников после каждого тренинга требовать отчет. Но  составить конспект и провести ретроспективу через некоторое время - это наверное будет полезно самому сотруднику?

Мне кажется пора вырастать из коротких детских штанишек подхода отучился, поставил оценку, написал отзыв и забыл. Пора брать инициативу в руки. Нужен подход отучился, поставил оценку, написал отзыв, составил план развития, продолжил самосовершенствование.

Мне можно возразить, что после тренингов остаются презентации, в некоторых случаях видео (вебинары) и даже решенные домашние задания. Это хорошо, а где мысли и план самосовершенствования?  Если говорить о тренингах менеджеров (тренеры Слава Панкратов и Саша Орлов) то там их даже требуют, чем хуже тренинги для технарей - тестировщиков?

У меня в запасе несколько способов конспектирования тренингов и книг, которые я опробовал  на себе и могу поделиться результатами. Некоторые уже мелькали в моем бложке, но так как повторение это мать, отец и другие родственники (а  уж вместе с ремнем они вообще творят чудеса самосовершенствования), то ничего предосудительного собрать все в одном месте  я не вижу.

ИНСТРУМЕНТЫ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Ментальные карты


Ментальные карты прекрасный, почти универсальный инструмент. Полезный - как для мозгового штурма, так и для организации знаний. Я опробовал ментальные карты для конспектирования тренингов и книг. Их очень легко пересматривать.

Мне более близка древовидная струтура, знаю людей, которые любят структуру "по часовой стрелке" - выбор ваш, но использовать советую.

Пример1. Тренинг
Прямо во время тренинга ScrumTreck: Testing in Agilie я конспектировал все в XMind. Позже, при переходе в другой проект с "аджайлом" - несколько раз просматривал, чтобы обдумать план действий.





Пример 2. Книга
Прочитал очень интересную книгу для генерации идей. Серьезное Творческое Мышление Эдварда ДеБоно. Потратил немножко времени и свел все в карту. Очень полезно для сессий "креативности". Использовал пока только один раз, но с пользой. Понравилось.


Пример 3. Не мой и не про тренинги, но интересно и для опыта полезно

Презентация Наташи Руколь про многогранность ментальных карт. Может навести на умные мысли, как использовать и побороть первый страх (иногда и такое есть) начать использовать.

Пример 4. Не мой, но про книги

Есть неплохой ресурс с примерами, который содержит ментальные карты по книгам. Можно использовать как учебное пособие. Да, и просто посмотреть будет интересно: http://www.mindmapbook.ru/


Ретроспектива: заметка/статья/письмо

Всегда полезно обернуться назад и посмотреть на свои следы. В данном случае - в голове. 

Чем заметки и статьи лучше шаблонов предлагаемых тренерами? Такие шаблоны загоняют нас в рамки обратной связи, а они, как я уже упоминал, не предназначены для нашего дальнейшего самосовершенствования. Поэтому, если вы хотите помочь тренеру, помогите и себе тоже - напишите свободное письмо, прозорливые тренеры для этих случаев даже оставляют специальное место в конце. Это будет более полезно чем загонять себя в коробку - Think out of the box!

Не читайте перед написанием отзыва - отзывы про именно этот конкретный тренинг. Но после прочитайте обязательно. Читая отзывы, чтобы понять что людям понравилось, а что нет - вы учитесь. Проблема в том, что тренеры  печатают позитивные или лишь чуть-чуть негативные отзывы. Вы можете просто поддаться обаянию другого студента и убрать негатив - не делайте этого! Именно негатив заставляет тренера глубже задуматься. Задумываться это вообще полезно ;).

Было бы вообще здорово если бы тренеры сами выступали источниками негативных отзывов, если бы они писали в чем их тренинги проигрывают, где у них узкие места, давали доступ ко всем, а не выборочным отзывам... Но это конечно мечты.

И кстати свой собственный блог - прекрасное средство, чтобы вас распяли за необдуманные мысли, равно как и похвалили (как говориться дурак, который понял, что он дурак...). Так что вот еще один инструмент, который совершенно бесплатно даст вам организационного пенделя развиваться.

Пример 1. Тренинг Майкла Болтона

Сразу после тренинга гуру Майкла Болтона я написал серию заметок:

Пример 2. Цитатник

Любая прочитанная книга может быть законспектирована не только ментальной картой, но также цитатами. Когда у вас будет свободное время (метро, очередь, обед, туалет) вы можете просто взять распечатку и пробежаться глазами. Это полезно как минимум по двум причинами: повторение и генерирование идей. Это кстати один из вариаций инструментов творческого мышления описанного в книге ДеБоно. Серьезное творческое мышление. Если вас занимает неразрешимая задача, то случайный набор слов, предложений, текстов может помочь сгенерировать идею.

Я поступаю проще, все цитаты я выношу в свой он-лайн Цитатник. Далее дело техники. Распечатка всегда в рюкзаке.

МЫСЛЕ ТРЕКИНГ

Мысли: записать и разобрать

Основная проблема всех идей в том, что их нужно пересматривать и реализовывать постоянно. Если идей много - это может быть весьма затратным делом. Главное ввести нерушимое правило их просматривать и следовать ему.

У меня под рукой всегда блокнотик и ручка. Всегда кроме душа, конечно ;). Так что если вы видите задумчивого человека в метро на желтой или салатовой ветке с электронной книгой и блокнотом, можете смело подойти и хлопнуть по плечу: "Опять идея?" (будем надеяться это буду точно я, и хлопните вы меня легонько - я очень нервный в последнее время).

Записывайте в блокнот, в компьютер, кровью на стене ))). Если вам показалось, что вы что-то можете использовать - запишите, пусть даже на следующий день ваша "вай как круто" идея превратиться "ну да, может что и получится". И обязательно (!!!) как минимум раз в неделю разбирайте мысли! Без разбора это пустое дело.
 
Я ввел для себя правило по пятницам полностью перебирать идеи в блокноте. Не обязательно, но каждый день пытаюсь что-то из блокнота вычеркнуть, перенести в другое место. Другие места это:
- Блог (если новая идея - создается пустая страница с заголовком, иначе просто можно вставить в конце страницы мысль и по завершении стать ее вработать)
- Стратегическая картонка улучшений для работы (бесплатная вики страница от зохо wiki.zoho.com)
- Стратегическая картонка для саморазвития (там же в зохо)

Кстати, с некоторых пор оцениваю книги, тренинги, презентации и пр. внешнюю информацию по количеству мыслей. Если не родилось ни одной - наверное стоило выбрать другой способ саморазвития. И, кстати, читать нужно, даже то что вам не нравиться. Я как в анекдоте "удав давился, но продолжал заглатывать кактус" прочитал книгу "Элегантность ежика". Не буду ругать всенародно, но после этого чтива у меня появилась идея для нескольких заметок. Значит чтение было полезно.

Следи за собой, будь осторожен
Нужно иметь планировать и отслеживать, что и где вы можете использовать.  Круче таблицы из трех колонок придумать до сих пор не смог:
1. Описание мысли
2. Результат, который хочется достигнуть.
3. Достигнутый результат.

Кто-то может предложить добавить приоритет. Я этого не делаю, потому что пересматриваю идеи периодически и постоянно, а потому тригеры:
-"сейчас это может сработать" 
-"сейчас это критично" 
-"это будет быстрая победа" 
срабатывают в 100% случаях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я не зря перефразировал крылатость из Золотого Теленка. Отзывы действительно могут стать золотыми для вас. Презентации готовятся тренерами. С тренерами - мы разные люди и по разному расставляем приоритеты. Также сама информация новая, и по определению мозг выходит из состояния "я это знаю, разбудите меня ближе к обеду". Но презентации тренеров направлены на средний тренд, мы должны этот тренд выправлять под себя.

Основные принципы, которые я вывел для себя, когда работаю с новой информацией:
- составить конспект (любым удобным способом),
- собрать список идей, 
- для каждой идеи поставить цель (что можно улучшить),
- просматривать список идей хотя бы раз в неделю,
- выбирать идеи для реализации и работать с ними,
- проводить ретроспективу идей (что на самом деле достигли от выполнения идеи),
- проводить ретроспективу конспектов.

Весьма кстати будет посоветовать конспектировать собеседования. Работа над ошибками - вещь ох как полезная, особенно в карьерном росте.

И напоследок совет. Относитесь к информации извне, как к драгоценному катализатору. Ваши мысли - это ваши мысли. У вас свои шаблоны и свои тараканы, которые могут вас сковывать. Речь другого человека, презентация, порядок изложения, материал  - это его шаблоны. Наложение шаблонов рождает идеи. Тригеры в вашей голове срабатывают не просто так, мозг вам говорит "я сейчас проснулся, подумал и предлагаю...", и главное потом это "предлагаю" не потерять.

Так что садимся и пишем.

Отзыв о  книге.

Письмо тренеру.

Ретроспектируем последнее собеседование.

Край - пишем просто про то, что сейчас пришло в голову.

Удачи.

2 комментария:

  1. Спасибо. Хорошая статья. Нашел пару откликов с тем что делаю я:
    - Пробую конспектировать интересные книги в MindMaps
    - При прочтении книги выделяю интересные мысли и цитаты, к которым потом возвращаюсь и из которых могут получится статьи
    - На тренингах записываю все идеи которые приходят в голову - их попросту можно забыть

    Насчет контроля и ретроспективы идей - так это надо еще поработать. Но идея хорошая :)

    ОтветитьУдалить